- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Внедрение нового вида продукции на предприятии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008898 |
Тема: | Внедрение нового вида продукции на предприятии |
Содержание
ГЛАВА 1. Внедрение нового вида продукции на предприятии: ТЕОРЕТИЧЕСКИТЙ АСПЕКТ 1.1. Стратегия внедрения нового вида продукции Рассматривая стратегию внедрения нового вида продукции необходимо рассмотреть понятие инновация. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" рассмотрим различные взгляды на ее сущность. В литературе насчитываются сотни определений инноваций, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Т. Хопкинс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом1. На рис. 1.1 представлена наиболее полная классификация инноваций. Рисунок 1.1 - Классификация инноваций2 Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности, в том числе и по внедрению нового вида продукции. Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Можно выделить пять типичных изменений, которые происходят при инновации (рис. 1.2). Таким образом, при осуществлении инновационной деятельности одним из изменений является внедрение нового вида продукции с новыми свойствами. Разрабатывая стратегию внедрения нового вида продукции, руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Стратегия внедрения нового вида продукции направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Рисунок 1.2 - Специфические изменения, составляющее содержание инновационной деятельности 3 Научно-технические разработки выливаются во внедрение нового вида продукции, который выступает как результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей. При разработке стратегии внедрения нового вида продукции в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость, которые представлены на рис. 1.3. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на процессе внедрения нового вида продукции. Рисунок 1.3 - Свойства внедрения нового вида продукции Коммерческий аспект определяет необходимость внедрения нового вида продукции как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Распространение нововведений в части внедрения нового вида продукции, является составной частью инновационного процесса. Различают три логических формы процесса внедрения нового вида продукции: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный, что представлено на рис. 1.4. Рисунок 1.4 - Формы процесса внедрения нового вида продукции4 Простой процесс внедрения новой продукции предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма процесса внедрения нового вида продукции означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный процесс внедрения нового вида продукции проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте. Процесс внедрения нового вида продукции имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что внедрение нового вида продукции – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. Для стратегии внедрения нового вида продукции характерны: постановка цели и выбор стратегии; четыре цикла. Сказанное наглядно представлено на рис. 1.5. Этапы внедрения нового вида продукции: 1. Планирование: составление плана реализации стратегии. 2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. 3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана. 4. Контроль: контроль и анализ, 5. Корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств. Рисунок 1.5 - Схема процесса внедрения нового вида продукции5 Таким образом, процесс внедрения нового вида продукции представляет собой многогранную последовательность действий по превращению новых идей в новые товары. Диффузия нововведений обуславливается желанием конкурентов не потерять свои передовые позиции на рынке, в силу этого научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы могут быть очень важным конкурентным преимуществом фирмы. Начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит в пересечении множеств маркетинговых и научно-технических решений, данные процессы показаны схематически на рисунке 1.6. Рисунок 1.6. - НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы6 Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нового вида продукции в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования нового вида продукции. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения. Следовательно, диффузия нововведения в области внедрения нового вида продукции зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих. Таким образом, при разработке стратегии внедрения нового вида продукции в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Процесс внедрения нового вида продукции включает ряд стадий: планирование; определение условий и организация; исполнение; контроль; корректировка действий, накопление опыта. 1.2. Подходы к управлению внедрением нового вида продукции Внедрение нового вида продукции — интегрированный процесс. Действия (или их отсутствие) в одном направлении обычно влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет балансировать между задачами проекта — часто улучшение в одной области может быть достигнуто лишь за счет ухудшения в другой. Для лучшего понимания интегрированной природы процесса внедрения нового вида продукции опишем его через процессы, из которых оно состоит, и их взаимосвязи. Проект внедрения нового вида продукции состоит из процессов. Процесс — это совокупность действий, приносящая результат. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы: - процессы управления проектами внедрения нового вида продукции — касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее); - процессы, ориентированные на продукт — касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения. В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт. Процессы управления проектами внедрения нового вида продукции могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления7: - процессы инициации — принятие решения о начале выполнения проекта; - процессы планирования — определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения; - процессы исполнения — координация людей и других ресурсов для выполнения плана; - процессы анализа — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий; - процессы управления — определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение; - процессы завершения — формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу. Управление является чрезвычайно сложным видом деятельности в любой области, включая и управление проектами внедрения нового вида продукции. Также имеются взаимосвязи групп процессов различных фаз проекта внедрения нового вида продукции. Например, закрытие одной фазы может являться входом для инициации следующей фазы (пример: завершение фазы проектирования новой продукции требует одобрения заказчиком проектной документации, которая необходима для начала реализации). Некоторые из процессов планирования имеют четкие логические и информационные взаимосвязи и выполняются в одном порядке практически во всех проектах. Так, например, сначала следует определить, из каких работ состоит проект, а уж затем рассчитывать сроки выполнения и стоимость проекта. Эти основные процессы выполняются по нескольку раз на протяжении каждой фазы проекта внедрения нового вида продукции8. Взаимосвязи между вспомогательными подпроцессами, как и само их наличие, в большой мере зависят от природы проекта. Под исполнением подразумеваются процессы реализации составленного плана. Исполнение проекта должно регулярно измеряться и анализироваться для того, чтобы выявить отклонения от намеченного плана и оценить их влияние на проект. Регулярное измерение параметров проекта и идентификация возникающих отклонений далее также относится к процессам исполнения и именуется контролем исполнения. Контроль исполнения следует проводить по всем параметрам, входящим в план проекта. Как и в планировании, процессы исполнения можно подразделить на основные и вспомогательные. Процессы анализа включают как анализ плана, так и анализ исполнения проекта. Анализ плана означает определение того, удовлетворяет ли составленный план исполнения проекта предъявляемым к проекту внедрения нового вида продукции требованиям и ожиданиям участников проекта. Он выражается в оценке показателей плана командой и другими участниками проекта. На стадии планирования результатом анализа плана может быть принятие решения о необходимости изменения начальных условий и составления новой версии плана либо принятие разработанной версии в качестве базового плана проекта, который в дальнейшем служит основой для измерения исполнения. В дальнейшем изложении анализ плана внедрения нового вида продукции не выделяется в качестве отдельной группы процессов, а включается в группу процессов планирования, делая эту группу процессов по своей природе итеративной. Таким образом, под процессами анализа в дальнейшем понимаются процессы анализа исполнения. Процессы анализа исполнения предназначены для оценки состояния и прогноза успешности исполнения проекта согласно критериям и ограничениям, определенным на стадии планирования. В силу уникальности проектов эти критерии не являются универсальными, но для большинства проектов в число основных ограничений и критериев успеха входят цели, сроки, качество и стоимость работ проекта. При отрицательном прогнозе принимается решение о необходимости корректирующих воздействий, выбор которых осуществляется в процессах управления изменениями. Управление проектом внедрения нового вида продукции как научное направление вбирает различные подходы и методы, выработанные другими фундаментальными и прикладными науками и используемыми в рамках других направлений современного российского менеджмента. Таким образом, управление проектом внедрения нового вида продукции является синтетической дисциплиной, базирующейся на принципиальных положениях системного подхода к управлению. Проект представляет собой открытую систему из совокупности связанных между собой работ, которая взаимодействует с окружающей средой, получая от нее необходимые ресурсы и предоставляя полученные результаты. Таким образом, можно выделить три базовых элемента любого проекта9: - ресурсы; - работы; - результаты. Эти базовые элементы можно обозначить как основные объекты управления проектом внедрения нового вида продукции. Под ресурсами следует понимать совокупность материальных, энергетических и информационных объектов, необходимых для выполнения работ. Существуют три основные группы ресурсов, используемых в управлении проектом внедрения нового вида продукции: - человеческие, представляющие активные субъекты деятельности, объединенные в системы взаимодействия друг с другом и другими ресурсами. Человеческие ресурсы, выступая как активные субъекты деятельности, по отношению друг к другу могут являться и объектами. С экономической точки зрения человеческие ресурсы переносят свою стоимость на результаты труда постепенно, создавая при этом добавленную стоимость. К человеческим ресурсам относят руководителей и работников; - материальные – это пассивные средства и предметы деятельности, используемые для выполнения работ. Средства деятельности переносят свою стоимость на результаты работ постепенно. Предметы деятельности переносят свою стоимость на результаты работ полностью, как правило, изменяя свою натуральную форму и материально присутствуя в результатах работ. К средствам деятельности относят машины и механизмы (активные средства), здания и сооружения (пассивные средства). К предметам деятельности относят материалы и комплектующие; - информационные – это управляющие воздействия, направляемые субъектами деятельности на объекты деятельности, определяющие цели и результаты работ. Информационные ресурсы выступают одновременно и как средство, и как предмет управленческой деятельности. К информационным ресурсам следует отнести проектные решения, модели, управляющие команды (приказы, распоряжения, задания), отчетную документацию и пр. Работа – это часть деятельности, направленная на достижение результатов с использованием необходимых ресурсов. К работам следует относить деятельность по созданию материальных результатов (производственные работы), выработке и передаче управляющих воздействий и обратной связи (решения и отчеты), перемещению материальных объектов, например ресурсов (поставки). Результат–это продукт деятельности (работы), воплощающий в себе ранее поставленные цели. Результаты могут быть материальные (продукция, изделия) и нематериальные (информационные –- документы, социальный эффект), прямые и косвенные, промежуточные и окончательные. Кроме этого, окружающая среда является источником различных возмущений, прямым или косвенным образом воздействующих на проект в целом и его базовые элементы. Такие возмущения можно обобщенно обозначить как риски. Риски, определяемые как совокупность вероятностных взаимодействий проекта с окружающей средой, тоже представляют базовый элемент управления проектом10. Все базовые элементы управления проектом внедрения нового вида продукции находятся во взаимодействии друг с другом, которое можно условно представить в виде пирамиды. Ресурсы используются в ходе выполнения работ; работы создают результаты; в результатах содержатся материальные и экономические субстраты ресурсов. Риски воздействуют на ресурсы, работы и результаты. Проект воздействует на окружающую среду и, таким образом, на риски. Деятельность по управлению проектом подразумевает управление всеми базовыми элементами и состоит из нескольких направлений. Поскольку весь проект как деятельность, подвергаемая управлению, является системой, а управление проектом является приложением системного подхода, то различные виды (или направления) деятельности можно назвать подсистемами управления проектом. Выделяют восемь таких подсистем управления: - содержанием; - продолжительностью (временем); - стоимостью; - качеством; - персоналом (человеческими ресурсами); - материально-техническим обеспечением (ресурсами); - коммуникациями; - рисками. Каждая из этих подсистем по-разному взаимодействует с базовыми элементами. Управление содержанием определяет структуру и состав работ, ресурсов, результатов и рисков. Управление продолжительностью, прежде всего, воздействует на работы, но и на ресурсы (так как начало работ означает поступление или начало использования ресурсов), результаты (так как окончание работ означает создание результата) и риски (так как воздействие факторов окружающей среды сказывается и на продолжительности). Управление стоимостью и качеством направлено на все базовые элементы. Управление персоналом, материально-техническим обеспечением и коммуникациями направлено на соответствующие виды ресурсов (человеческие, материальные и информационные). Управление рисками направлено на взаимодействие всего проекта с окружающей средой. Реализация подсистемы управления проектом внедрения нового вида продукции состоит из полготовки одной или нескольких управляющих моделей на фазе разработки и воплощения решений, заложенных в эту модель, в ходе реализации. При этом модели служат средствами выполнения процессов реализации и контроля. На основе первоначальной модели строится последующая, отражающая фактически достигнутые результаты. Таким образом, управляющая модель – это не абстрактное отображение действительности, а реальный инструмент управления. Описание подсистем управления проектом с точки зрения управляющих моделей и базовых элементов представлено в табл. 2.1. Деятельность всех подсистем управления проектом с системной точки зрения представляется как совокупность взаимосвязанных процессов и точек принятия решения. В процессе (как и в проекте в целом) выделяют вход, выход и процессор. Вход – это совокупность ресурсов (в том числе информационных, куда могут входить управляющие сигналы о принятых решениях), необходимых для получения результата. Выход – это совокупность всех результатов проекта. Процессор – это совокупность работ, объединяющих входящие ресурсы и действия, направленные на получение выходных результатов. Таким образом, процесс как единица деятельности по управлению проектом состоит из тех же базовых элементов, что и весь проект в целом: работ, ресурсов, результатов. При этом для каждого процесса существуют и риски, которые возникают во внешней среде в рамках выполнения других процессов, действующих на основной прямо или косвенно. В ходе выполнения работ по управлению проектом внедрения нового вида продукции возникают ситуации выбора различных альтернативных путей, направлений деятельности. Выбор путей осуществляется в рамках принятия решения, которое следует рассматривать как работу управляющего характера. Принятие решения – это совокупность процедур, реализация которых приводит к выбору оптимального пути из набора выявленных альтернатив. Принятие решения находится на стыках различных процессов. Таким образом, любой проект внедрения нового вида продукции от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития, полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако, у каждого проекта можно выделить начальную стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства. 1.3. Риски и оценка окупаемости внедрения нового вида продукции Исследования, проведенные американскими аналитиками11, показывают, что в 98 % случаях причиной неудач предпринимателей, начинающих дело по внедрению нового вида продукции, является слабость управления. Остальные случаи неудач объясняются влиянием факторов, не зависящих от лиц, работающих на данном предприятии. Указанные 98 % распределяются следующим образом (см. таблицу 1.1). Таблица 1.1 Причины неудач бизнеса, связанных с управлением, в % к итогу12 Причина Процент Управленческая некомпетентность 45 Отсутствие опыта в данной области бизнеса 9 Отсутствие опыта руководящей работы 18 Отсутствие специальных знаний 20 Пренебрежение бизнесом 3 Мошенничество 2 Катастрофы 1 Прочее 2 Всего 100 Следует выявить набор простых рисков, которые могут возникнуть при выполнении проектов. Перечень возможных простых рисков в проекте внедрения нового вида продукции представлен в таблице 1.2. Кроме того, необходимо определить вероятность каждого риска. В первой части таблицы предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения. Таблица 1.2 Простые риски в проекте внедрения нового вида продукции 13 Вид риска Компенсирующее воздействие Уникальность преимущества Поиск нового уникального преимущества Поддержка местных органов власти и общественных организаций Затраты на приобретение лицензий, разрешений, доступ к информации Географическое положение Затраты на решение транспортных проблем, экологических проблем, климатических проблем Удаленность от транспортных развязок и маршрутов общественного транспорта Затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы, создание службы перевозки работников предприятия Удаленность от инженерных сетей или недоступность инженерных сетей Затраты на подводку инженерных коммуникаций, превышающих обычное подключение (электроэнергия, вода, тепло, линии связи) Собственная платежеспособность Увеличение объема заемных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов Неустойчивость спроса Снижение цен, затраты на поиск новых сегментов рынка, разработка нового продукта, покупка лицензии на производство более совершенного продукта Снижение цен конкурентами на основе увеличения объема производства Изменение политики управления затратами, снижение цен, уменьшение объема продаж при сохранении цен Рост налогов Изменение структуры затрат, лоббирование проекта Снижение платежеспособности потребителей Переориентация на другой сегмент рынка, снижение затрат, выпуск альтернативных более дешевых продуктов, модернизация при сохранении цен Рост цен на сырье и материалы Снижение чистой прибыли, рост цен на собственную продукцию Недостаток оборотных средств Изменение финансового управления, увеличение кредитов Отсутствие квалифицированной рабочей силы Затраты на обучение, затраты на приобретение технологий, не требующих привлечения рабочих высокой квалификации Уровень оплаты труда Затраты на более высокую заработную плату, текучесть кадров, снижение производительности труда Социальная инфраструктура Затраты на содержание социальной инфраструктуры Состояние машин и оборудования Затраты на организацию ремонта Производственная мощность Затраты на создание дополнительных мощностей или привлечение субподрядчиков при росте рынка Экологическая обстановка Резервы средств на компенсацию экологических катастроф, затраты на экологические проекты Вредность производства Рост эксплуатационных затрат Складирование отходов Увеличение себестоимости Прочие Резерв средств на компенсацию прочих расходов Во второй части таблицы 1.2 дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов: - указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь; - приводится программа страхования от рисков. В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести14. Оценка окупаемости проекта внедрения нового вида продукции базируется на финансовом плане, финансовый план - пожалуй, один из важнейших разделов бизнес-плана, который дает ответ на вопрос: стоит ли инвестировать в этот проект или нет. В нем рассматриваются следующие показатели: - объем финансирования проекта внедрения нового вида продукции: инвестиции, направляемые на поставку основных фондов и нематериальных активов, кредиты для пополнения оборотных средств предприятия и т.д.; - движение денежных средств (основополагающим условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока); - эффективность инвестиционного проекта по показателям срока окупаемости, индекса рентабельности, бюджетной эффективности. Срок окупаемости - время с начала реализации проекта до момента, когда разность между дисконтируемой накопленной суммой чистой прибыли и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение; - прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках; - расчет реализации инвестиционного проекта без финансирования и с финансированием, т.е. воздействие финансового левериджа; - определение точки безубыточности, которая соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляется с постоянными и переменными издержками. Определяя точку безубыточности, проектант оценивает рискованность проекта; - бюджетный эффект инвестиционного проекта внедрения нового вида продукции, который определяется как разница между поступлениями в бюджет и выплатами из него в связи с реализацией данного проекта; - прогноз движения денежных средств на основе пессимистических и оптимистических значений основных показателей проекта: стоимости сырья, цены реализации, ставки дисконтирования, курса иностранной валюты и т.д. В последнее время наиболее распространенным подходом для оценки проекта по внедрению нового вида продукции стал динамический метод оценки. В современных опубликованных работах используются следующие термины для названия критерия данного метода: чистый дисконтированный доход15; чистый приведенный доход16; чистая текущая стоимость17; чистая дисконтированная стоимость18; общий финансовый итог от реализации проекта19; текущая стоимость20. ЧДД или NPV для постоянной нормы дисконта и разовыми первоначальными инвестициями определяют по следующей формуле: NPV = -Io + сумма (от t=1 до T)[Ct(1 + i)] -t , (1.1) где Iо - величина первоначальных инвестиций; Ct - денежный поток от реализации инвестиций в момент времени t; t - шаг расчета (год, квартал, месяц и т.д.); i - ставка дисконтирования21. Денежные потоки должны рассчитываться в текущих или дефлированных ценах. В основе расчетов по данному методу лежит посылка о различной стоимости денег во времени. Процесс пересчета будущей стоимости денежного потока в текущую называется дисконтированием (от англ. discont - уменьшать). Ставка, по которой происходит дисконтирование, называется ставкой дисконтирования (дисконта), а множитель F = 1/(1 + i)t - фактором дисконтирования. Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение ряда лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом: NPV = сумма (от t=1 до Tr)[It(1 + i)] t + сумма (от t=Tr до T)[Ct(1 + i)]t , (1.2) где It - денежный поток первоначальных инвестиций; Ct - денежный поток от реализации инвестиций в момент времени t; t - шаг расчета (год, квартал, месяц и т. д.); i - ставка дисконтирования. Условия принятия инвестиционного решения на основе данного критерия сводятся к следующему: - если NPV > 0, то проект следует принять; - если NPV < 0, то проект принимать не следует; - если NPV = 0, то принятие проекта не принесет ни прибыли, ни убытка. В основе данного метода заложено следование основной целевой установке, определяемой инвестором, - максимизации его конечного состояния или повышению ценности фирмы. Следование данной целевой установке является одним из условий сравнительной оценки инвестиций на основе данного критерия. При расчете NPV могут использоваться различные по годам ставки дисконтирования. В данном случае необходимо к каждому денежному потоку применять индивидуальные коэффициенты дисконтирования, которые будут соответствовать данному шагу расчета. Кроме того, возможна ситуация, что проект, приемлемый при постоянной дисконтной ставке, может стать неприемлемым при переменной. Показатель чистого дисконтированного дохода учитывает стоимость денег во времени, имеет четкие критерии принятия решения и позволяет выбирать проекты для целей максимизации стоимости компании. Кроме того, данный показатель является абсолютным и обладает свойством аддитивности, что позволяет складывать значения показателя по различным проектам и использовать суммарный показатель по проектам в целях оптимизации инвестиционного портфеля, то есть справедливо следующее равенство: NPVA + NPVB = NPVMB (1.3) При всех его достоинствах метод имеет и существенные недостатки. В связи с трудностью и неоднозначностью прогнозирования и формирования денежного потока от инвестиций, а также с проблемой выбора ставки дисконта может возникнуть опасность недооценки риска проекта. Индекс рентабельности (прибыльности, доходности) рассчитывается как отношение чистой текущей стоимости денежного притока к чистой текущей стоимости денежного оттока (включая первоначальные инвестиции): сумма (от k) Pк / (1 + k) / Io = PI (1.4) где Iо - инвестиции предприятия в момент времени 0; Ct - денежный поток предприятия в момент времени t; i - ставка дисконтирования. Индекс рентабельности - относительный показатель эффективности инвестиционного проекта и характеризует уровень доходов на единицу затрат, то есть эффективность вложений - чем больше значение этого показателя, тем выше отдача денежной единицы, инвестированной в данный проект. Данному показателю следует отдавать предпочтение при комплектовании портфеля инвестиций с целью максимизации суммарного значения NPV. Условия принятия проекта по данному инвестиционному критерию следующие: - если РI > 1, то проект следует принять; - если РI < 1, то проект следует отвергнуть; - если РI = 1, проект ни прибыльный, ни убыточный. Несложно заметить, что при оценке проектов, предусматривающих одинаковый объем первоначальных инвестиций, критерий PI полностью согласован с критерием NPV22. Таким образом, при принятии решения о внедрении нового вида продукции применяется множество разных методик анализа, которые позволяют минимизировать риски внедрения нового вида продукции. Подготовка квалифицированного плана по внедрению нового вида продукции, является достаточно сложным видом профессиональной деятельности, предполагающим наличие соответствующей специализации и практического опыта. Но даже при вовлеченности в этот процесс профильных экспертов не исключены различного рода ошибки и просчеты. План по внедрению нового вида продукции до....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: